Логопед-дефектолог Халимова Лейсан Рафисовна прочитала родителям лекцию на тему «Высшие психические функции». Что же такое высшие психические функции (ВПФ)?
К высшим психическим функциям относят логическую память, внимание, мышление, творческое воображение, восприятие, речь, письмо и счёт. Но прежде чем развивать речь, необходимо помнить, что ВПФ основывается на трёх основных «китах» — это чувствительность, тактильность и вестибулярный аппарат. Для того чтобы сформировать речь ребёнка, прежде всего необходимо научить ваше чадо ощущать равновесие тела, чувствовать мыщцы и суставы, чувствовать кожей.
Почему же так важно развивать его? Потому что, развивая вестибулярный аппарат, мы совместно развиваем слух, зрение и внимание ребенка!
«Обязательно необходимо развивать все навыки и умения в игровой деятельности. Именно в игре происходят непредвиденные обстоятельства и закручивается новый сюжет», – поделилась Лейсан Рафисовна и предложила игры, которые можно провести, не выходя из дома.
Логопед предложила ряд упражнений на развитие высших психических функции.
Упражнение, направленное на когнитивное внимание и концентрацию:
Покажите ребенку картинку, где нарисовано много карандашей. Предложите ребенку вычеркнуть только карандаш в горошек. Карандаши можно заменить на платья. Важно, чтобы ребенок начинал разглядывать ряд предметов с верхнего левого угла! Эти знания пригодятся ребенку при дальнейшем чтении и письме.
Упражнение, направленное на логическое мышление и концентрацию внимания:
Для данного упражнения необходимо взять одинаковое количество пуговиц (или бусин) двух разных цветов. Разложите пуговицы в ряд, так чтобы наблюдалось чередование пуговиц разных цветов, например белая, красная, белая, красная и т.д. Попросите ребенка внимательно посмотреть и продолжить логический ряд.
Упражнение, направленное на развитие памяти:
Для данного упражнения Вам понадобятся только пуговицы! Разложите четыре пуговицы разных цветов. Дайте инструкцию ребенку: «Закрой глаза, сейчас придет мишка и возьмёт одну пуговицу. Открывай глазки и ответь, какой пуговицы не хватает?».
Упражнение, направленное на визуальное внимание:
Положите перед ребенком пять пуговиц. Предложите ребенку положить столько же. Важно понаблюдать за ребенком, чтобы в ходе игры он не брал мелкие предметы в рот. «Если всё-таки при выполнении вышеуказанных упражнений, вы заметили, что ребёнок берёт в рот пуговицы и различные предметы, то необходимо в срочном порядке сформировать оральную стимуляцию. Предложите ребёнку долго жевать сухую курагу!», — посоветовала логопед-дефектолог.
Упражнение, направленное на визуальное внимание и память:
Возьмите четыре книги из домашней библиотеки. Вначале покажите яркие, красочные книги ребенку, затем попросите его закрыть глаза. В это время спрячьте книги по комнате. Дайте инструкцию ребёнку: «Открой глаза и найди, спрятанные книжки. После удачного поиска разложи книги в той последовательности, в которой они были вначале». Также в процессе поиска книг, можно использовать игрушечный барабан. Когда ребёнок находится территориально близко к спрятанному предметы, вы громко стучите в барабан, а когда ребенок находится в противоположной стороне от предмета, вы стучите тихо. Тем самым, можно развить и фонематический слух ребёнка!
Для развития слуха у ребенка, педагог также посоветовала использовать приложение «Метроном». Его обычно используют, как фон к занятию, для развития такта, ритма и слуха ребёнка!
От лица благотворительного фонда «Исполнение мечты» и подопечных благодарим Лейсан Рафисовну за встречу. Спасибо, что приехали, выслушали и подсказали родителям, в каком направлении двигаться дальше. Надеемся, что Вы еще не раз порадуете нас своим присутствием. Хотим пожелать здоровья, успехов и дальнейшего профессионального роста!