Дети с ОВЗ требуют большего внимания. Их особые образовательные потребности обусловлены состоянием здоровья и нарушениями в развитии. Поэтому большим спросом в нашем фонде пользуются индивидуальные занятия, во время которых ребенок получает максимум внимания педагога. Они строятся с учетом всех особенностей, опираются на сильные стороны ребенка и помогают подтянуть западающие области. Благодаря этому обучающийся чувствует, что он может и знает, быстрее усваивает новый материал, а родители видят результат обучения.
В любом виде деятельности, будь то обучение или труд, для достижения успеха требуется организованность, сосредоточенность и умение концентрировать внимание. Так же и на индивидуальных занятиях с логопедом. Результативность напрямую зависит от возможности ребенка сконцентрироваться. Педагог Лилия Асгатовна подготовила несколько приемов фокусировки внимания, которые могут использоваться при работе с особенным ребенком.
Одним из самых доступных и простых приемов является использование свечи. Огонь свечи привлекает внимание. Огонек, как живой, мерцает и колышется, ребенок старается сфокусироваться и уследить за ним взглядом. Постепенно приобретенный навык закрепляется на учебных материалах и используется в образовательном процессе.
Выигрышным в формировании фокусировки взгляда и внимания является использование информационно-коммуникативных технологий. Картинка на экране дает ребенку готовый яркий образ, который привлекает, появляется желание смотреть и повторять за ним. Представьте, на экране девочка плачет: «А-а-а-а-а-а…», звук и образ автоматически притягивает внимание, а педагог призывает Самину повторять за малышкой. Таким образом, достигаются сразу несколько целей, концентрация, запуск речи, познавательное развитие.
Еще один способ коррекции и развития внимания – использование зеркала. Увидев рядом со своим отражением игрушку или книжку, у ребенка появляется заинтересованность, желание вглядеться в свое изображение, изучить его.
Очень нравится детям игры с водой. Цветная, раскрашенная водичка звонко льется из лейки, стимулируя аудиальное и визуальное восприятие, тактильные ощущения. Ребенок непроизвольно фокусируется на новых звуках и образах.
Низкий уровень развития внимания становится большой проблемой в усвоении нового материала. Любой внешний раздражитель будет мешать и отвлекать ребенка. Тренируя и развивая можно достичь значительных результатов в фокусировке взгляда и концентрации внимания ребенка, а значит и успехов в образовательном процессе.