Путь к четкому произношению. Упражнения по артикуляционной гимнастике

Что делать, если у ребенка во рту будто каша? Его звукопроизношение не четкое и немного непонятное. Практикующий психолог-дефектолог Ахметова Елена Викторовна поделилась с нами упражнениями для профилактики слабого тонуса мышц артикуляционного аппарата, которые можно делать в домашних условиях.

В речи человека участвуют такие органы, как губы, щеки и, конечно, язык. Как и любые другие части тела, чтобы они правильно и легко выполняли свою работу, их необходимо тренировать. Качать эти мышцы можно таким простым и интересным упражнением-игрой, как надувание мыльных пузырей. Эффективными так же будут пускание бумажных корабликов по воде или шариков по гладкой поверхности: кто дальше. Единственное условие, дуть ребенку нужно по-особенному, так, чтобы щеки при этом не раздувались.

Ещё есть очень вкусное упражнение. Его суть заключается в том, чтобы намазать что-то вкусное, например фруктовое пюре, на небольшую тарелку. После нужно попросить ребенка постараться слизывать, не мотая головой, работая только языком.

Существуют также специально разработанные упражнения для чёткого звукопроизношения. Эта группа заданий носит название артикуляционная гимнастика. Вот некоторые упражнения из этой группы для укрепления мышц губ, щек, языка, которые просто и эффективно выполнять.

“Иголочка”

Это упражнение для укрепления языка поможет ребенку значительно улучшить произношение слов.

Нужно улыбнуться и открыть рот. Далее необходимо выдвинуть узкий язык прямо изо рта и удерживать его в напряженном состоянии на счет до пяти. Важно при этом держать язык прямо, «иголочкой». Помогать себе, прикусывая его зубами и губами, нельзя.

“Качели”

Это упражнение направлено на выработку умения быстро менять положение языка вверх-вниз, необходимое при соединении звука «л» с гласными «а», «ы», «о», «у».

Чтобы выполнить упражнение нужно снова улыбнуться. Затем приоткрыть рот и показать зубы. Положить широкий язык за нижние зубы, с внутренней стороны, и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы, тоже с внутренней стороны, и удерживать под счёт от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка, словно раскачиваем качели, 4–6 раз. Важно следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

“Часики”

Упражнение очень хорошо поможет с чётким произношением звука «л», «р», «т», «д», «н».

Для его выполнения, улыбаемся еще раз, отрываем рот. Кончик языка нужно переводить на счет раз-два из одного уголка рта в другой, словно маятник часов. Нижняя челюсть при этом должна оставаться неподвижной.

Рекомендуется распечатать карточки и делать упражнения каждый день или несколько раз в день.

Статьи по теме: