Детский лепет умиляет. Малыши, как птенчики, что-то щебечут на своем языке и только мама понимает, что же сказало ее чадо. А ребенок же разговаривает, но переставляет слоги местами, добавляет новые, либо сокращает их. Так и получается «капет», «пугица», «машика» вместо «пакета», «пуговицы» и «машинки».
Родители часто думают, что ребенку просто лень, поэтому он и сокращает длинные и тяжелые слова. Педагог-логопед нашего фонда Лилия Асгатовна рассказала о ряде причин, которые приводят к искажению слоговой структуры слова. И предложила подборку несложных дидактических игр, которые помогут устранить эти нарушения.
Причина 1: Нарушение слухового восприятия или, по-другому, неумение различать схожие звуки в речи.
Решение: 1) Вам будут необходимы музыкальные инструменты. Или, к примеру, можно сделать шумящие баночки из подручных средств, наполнив ёмкости гречкой, фасолью, монетками. А затем погрузиться с ребенком в мир звучаний и поиграть игру «Отгадай, что звучало?»
Ребенок предварительно знакомится с баночкой и звучанием его содержимого. А далее, отвернувшись, должен отгадать, что же шумело в руках у взрослого.
2) «Барабанщик»
Задача ребенка отстукивать палочками слоги, который проговаривает взрослый:
Ба – Па – Ба – Па; Ша – Са – Са – Ша; Ша – Жа – Са – Жа. Можно менять гласные на О, У, И.
3) «Попугай».
Веселая игра, в которой ребенок должен повторять за взрослым: вата, муха, дети, луна, чудо, зима, тина. И любые другие двусложные слова.
4) «Поймай мяч». Кидая мяч, взрослый произносит первый слог, а ребенок его повторяет. Так же и со вторым слогом. И в конце – целое слово: Лу-Лу, На-На, Луна-Луна.
5) «Доскажи словечко». Ребенок должен закончить слово, которое произносит взрослый добавив определенный слог. Например –КА: соро.., соба..,; –ТА: пала.., ребя.., забо… и другие.
Причина 2: Снижен объем слуховой памяти. Например, вы говорите слово «карандаши», а ребёнок произносит «каранда» или вместо любимого молока, он может сказать моко.
Решение: На развитие слуховой памяти, возможно использование следующих игр:
1) «Запоминай и выполняй».
Ребенок выполняет 3-6 простых действий – словесных инструкций: «Встань, подойди к окну, возьми мишку и куклу, мишку посади в машину, куклу дай Кате». Распоряжения отдаются шёпотом на расстоянии четырёх метров от детей. Постепенно вводятся слова, отличающиеся одним звуком. Для этого необходимы картинки с персонажами. Взрослый говорит инструкцию: «Лук» отдай Оле, «жука» – Коле.
2) «Повтори цепочку»
Взрослый называет разновидности посуды, ребёнок повторяет и расставляет в необходимой последовательности, к тому же, увеличивается лексический словарь. Цепочка слов: Вилка–Ложка–Чашка– Блюдце. В зависимости от слуховой памяти ребенка можно постепенно увеличивать ряд слов.
Причина 4: Ребёнок не чувствует ритм. Каждое слово обладает своим ритмом, мелодичностью. Взрослые неосознанно чувствуют этот ритм и проговаривают слова правильно.
Решение: Формирование ритмических навыков поможет в решение этой проблемы. речь с движением, в определенном ритме, отхлопывание ритмов, простые логоритмические и танцевальные упражнения. Цель у всех этих заданий одна – развивать чувство ритма, стимулировать восприятие ритмической структуры слова.
1) «Прошагай словечко» Скажите ребенку, что он настоящий защитник и разрешите ему перевоплотиться в отважного солдата, который будет маршировать.
Например, слово «мама» (1 слог – 1 шаг). Сколько всего шагов? Правильно – 2 шага. Слово «сом». Сколько шагов сделали? (1 шаг) Это короткое слово или длинное? Верно – короткое. Слово «картошка». Сколько шагов? (3 шага). Слово длинное или короткое? Да – длинное.
2) «Топни, стукни, хлопни – повтори не ошибись!»
Вначале игры можно показывать карточки с движениями «хлопни», «стукни», «топни». Ребенок смотрит на ритмический ряд, составленный из карточек и повторяет: хлопает в ладоши, стучит ладошкой об стол, топает ножками. Затем усложняем задачу, он отворачивается, а вы топаете и хлопаете. Ребёнок должен отличить звуки, запомнить и повторить.
Такие подвижные игры, несомненно, объединят всю семью и улучшат речь ребёнка. Важно не выявлять одну причину нарушений слоговой структуры слова, а заниматься с ребёнком комплексно: ежедневно делать артикуляционную гимнастику, работать над памятью, слухом и ритмом. Тогда ребенок безошибочно и с радостью скажет БЛА-ГО-ДА-РЮ!