Игры в дефектологии: на каждый день и не только

играПора отпусков и каникул в самом разгаре, но это не повод бросать заниматься дефектологией и логопедией. Как отмечает практикующий психолог – дефектолог, Ахметова Елена Викторовна, из данной области есть множество упражнений, которые преподносятся в игровой форме, и дети с большим удовольствием осваивают их даже на отдыхе. Предлагаем всем ознакомиться с некоторыми из них:

  1. Игра, направленная на развитие восприятия речи, пространственной ориентации и внимания. Просим ребенка взять что-то и положить куда-либо, используя всевозможные предлоги: НА, ПОД, НАД, ПЕРЕД, ЗА, ВПРАВО, ВЛЕВО, ВЕРХ, ВНИЗ и т.д..Например: возьми ПОД веткой листик и положи В карман. Тут можно включать любые предметы. Даже прятать их. К примеру, взять «сюрприз» для ребенка и помогать предлогами найти его.
  2. Игра «Чем пахнет?» направлена на развитие сенсорного восприятия и стимуляции высших психических функций. Также эта игра помогает пополнить словарный запас ребенка. Закрываем глаза ребенку и даем понюхать любые продукты. Угадываем по очереди, немного где-то можно ошибаться, тем самым поддаваясь ребенку. Это вызывает у детей веселье и задор. Особенно если назвать что-то невероятное. Дети обожают эту игру, а если угаданное позволяют съесть – она станет фаворитом из всех игр. Открыв глаза, ребенок должен либо назвать, либо показать на загаданный предмет. Эту игру можно упростить, и вначале давать попробовать продукт с закрытыми глазами.Также можно игру сделать сложнее, давать распознавать несъедобные предметы (например, иголки хвои, цветы, листья липы и т.д.)
  3. В игре «Что шумело?», также как и предыдущей, ребенок находится с закрытыми глазами. Можно брать любые предметы. Например, удар палка об палку будет звучать иначе, чем камень об камень. Проявляйте фантазию, включайте все окружающие вас предметы. Эта игра развивает слуховое внимание, способствует развитию речи, и также помогает пополнить словарный запас.
  4. «Прятки» или упрощенный вариант «Ку-ку». Эту игру можно играть также почти везде. В «Ку-ку» прячем лицо руками или любым материалом. Чтобы было интересней фантазируйте! Например, можно вместе держать платок с разных краев и припевать следующие строки: «Ветер по морю гуляет, ветер парус раздувает и маму накрывает». С этими словами накрываем платком голову мамы. В «Прятках» прячем все тело. Важно соблюдать правило! Всех участников игры прячем по очереди!

Важно! Во всех играх необходимо соблюдать правила, ведь они помогут  в будущем ввести ребенка в учебную деятельность, где необходимо соблюдать много правил!

  1. Игра «Ладушки» развивает крупную моторику рук, координацию ладошек, внимание, улучшает навыки подражания, улучшает планирование, способствует развитию межполушарных связей и речи.Играть можно как в самые простые «Ладушки», просто хлопая в ладоши, так и усложнять, включать руки оппонента. Можно украсить эту игру считалочками, песнями, стишками.
  2. «Подражай-ка». Правила игры такие: каждый по очереди показывает любой жест или позу, а остальные участники должны повторить. Можно усложнять и брать упражнения из нейрокоррекции или артикуляционной гимнастики.
  3. «Изобрази животное». Каждый по очереди изображает животное. Для развития речи можно подключать звуки, приближенные к голосам животных. Обычно такие игры проходят очень весело, и дети начинают стараться. Именно на фоне эмоционального подъема у ребенка начинает получаться много нового.
  4. Игра «Предметы». Берем все понравившиеся предметы, сначала для облегчения игры выстраиваем предметы в ряд. Ребенок должен угадать, показав на предмет или назвав его. Вопросы могут быть самые простые: «Какой предмет самый большой?», «Какой самый маленький или какой длинный?», «А какой короткий?». Также можно задавать вопросы, включая цвета и любые другие свойства предмета. Тоже можно включать много участников и соблюдать очередь. Пока еще не разговаривающий ребенок может показать на предмет, а остальные называть по одному его свойству.
  5. Игра «Зарядка» отлично развивает крупную моторику, название частей тела, укрепляет мышцы, помогает научиться управлять своим телом. Чем больше участников в этой игре, тем интересней. Необходимо встать или сесть вкруг. И каждый по очереди начинает показывать любимое упражнения. Начинать лучше с головы, потом рук, туловища и заканчивать ногами. Можно украсить эту игру считалочками или стихами про различные части тела.

Важно! Если ваши дети не хотят заниматься, начните играть, не вовлекая их в игру. Играйте сами, ребенок понаблюдает за вами и сам пожелает присоединиться. Дети очень часто боятся того, что у них не получится и страх мешает им включиться сразу. Начинайте всегда с самого простого, с того что вы точно знаете, что ребенок сможет. Хвалите ребенка только за попытки играть, он ведь только всему учится. Для начала можно одного взрослого определить в напарника к ребенку. Он будет помогать ребенку и подсказывать, где ребенок сомневается. Старайтесь всегда давать детям чувство успешности. Не делайте акцент на неудачах.

Больше играйте со своими детьми, ведь ребенку кажется, что любит его тот, кто с ним играет. Дайте детям почувствовать вашу любовь. Будьте лучшим его другом.