Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи ребёнка

развитиеСегодня хотим поговорить с родителями о том, что такое мелкая моторика, почему важно заниматься ее развитием, а также какие игры могут помочь ребенку ее развить. Объяснит основные процессы, а также подскажет упражнения логопед Лилия Асгатовна.

Мелкая моторика рук – это часть логопедической практики, которая направлена на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук. Стоит отметить, что ни одно эффективное логопедическое занятие не проходит без развития мелкой моторики. Зачастую логопед просит ребенка проводить пальцами по контуру хаотической линии и одновременно произносить желаемый звук. Как же мелкая моторика взаимосвязана с речью? Объясняется это тем, что в нашем головном мозге расположены очень близко центры, которые отвечают за речь и за движения пальцев рук. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Так доктор медицинских наук, физиолог М.М. Кольцова, которая исследовала детскую речь и отметила, что кисть руки необходимо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Тем не менее, развитие речи должно происходить комплексно – это развитие мелкой моторики, чтение художественной литературы, подражание правильной речи взрослого, выполнение дыхательных упражнений и артикуляционной гимнастики для формирования правильного уклада языка.

Важно! Родители должны помнить, что, беседуя с ребенком, необходимо   говорить без лепета и без звукоподражающих слов! Все слова произносить правильно и чётко.  Правильную речь желательно сопровождать с веселыми, занимательными играми, чтобы ребёнок повторял играя. Для развития мелкой моторики подойдут пазлы, мозаики, конструкторы, бизиборды, различные шнуровки.

Игры для развития мелкой моторики:

  • Игра «Найди сокровища»

Для развития мелкой моторики, подойдут различные игры с крупами. Насыпьте в большую ёмкость крупы: фасоль, горох, рис, макароны. На дно миски положите маленькую машинку или игрушку от киндер-сюрприза. Задача ребёнка найти этот «клад». Также можно считать фасолины, распределять их по цвету. Главное во время игры мама не должна оставлять ребёнка без присмотра.

  • Игра «Переложи в мисочку»

В миску насыпаем красную фасоль и рис. Задача ребёнка переложить крупы в отдельную миску. Для детей постарше, можно усложнить задачу предложить осуществлять все действия щипцами для сахара или палочками для суши.

  • Игра «Кот в мешке»

Берем красивый непрозрачный мешочек и наполняем его шишками, маленькими игрушками, мячиками. Задача малыша угадать полагаясь только на свои тактильные ощущения, что именно он достал из заветного мешочка. Тем самым с помощью игры ребёнок развивает мелкую моторику и учится описывать предмет, используя существительные и прилагательные.